Трехцветный Веселый Роджер: Россия присваивает всё новые украинские судоходные активы, нарушая международные нормы

12 Июл

В распоряжение «Портов Украины» попали копии до­кументов, свидетельствующих о противозаконной перереги­страции Российской Федерацией украинских плавсредств. Внятная реакция Киева на подобные инциденты могла бы из­рядно потрепать нервы Кремлю. А в перспективе – ускорила бы восстановление справедливости. Но пока аппетит у восточ­ного соседа только растет.

Свидетельства беззакония

«Порты Украины» получили в распоряжение копии доку­ментов документов о смене флага и права собственности на украинское судно (см. фото). Как видно из свидетельств о пра­ве плавания под российским флагом, схема используется нехи­трая. Судно (как и все базировавшиеся в порту Черноморск суда Черноморнефтегаза) просто вносится в российский реестр, ему выдают документы на право плавания под российским флагом.

Документ имеет номер, дату, подписан должностным лицом, возглавляющим капитанию порта (что само по себе превращает его в «филькину грамоту», несмотря на внешнее соответствие сертификата стандартам IМO). Получается, администрация флага России уполномочила капитанию Севастополя выдавать подобные документы (кстати, г-н Стрижак – бывший начальник Севастопольского МТП). Вообще-то, для того чтобы поднять Веселый Роджер на борту судна, взятого на абордаж, пиратам никаких бумаг не требовалось…

Как это делается у людей

Напомним, есть четко прописанное правило, соблюдение которого необходимо при перемене флага. Необходимо обра­титься в администрацию прежнего флага и получить так назы­ваемый deletion certificate – сертификат исключения из соответ­ствующего реестра. Только при наличии подобного документа судно может быть включено в реестр другого флага.

Ничего подобного, разумеется, сделано не было. Остается удивляться тому, что молчит Украина. Правительство никак не отреагировало. Никто не обратился в IМO, не обратил внима­ние международных организаций на незаконность выдачи рос­сийского флага. Любопытно, что мешает Парижскому мемо­рандуму в этой ситуации внести российский флаг в «черный список»? Скорее всего, только собственное молчание Украины, нерасторопность.

Выше речь шла в основном о судах Черноморнефтегаза, а это примерно 20 единиц: буровые офшорные платформы, буксиры, снабженцы… Но такая же ситуация и с крымским портофлотом, разумеется, и с прочими судами, перешедшими под триколор незаконно.

Море впадает в реку

А что с регистровыми документами судов, «пополнивших» российских реестр? Классификационное общество, в котором «прошли ТСО» суда Черноморнефтегаза – это Российский речной ÎI регистр. Российский морской регистр побоялся ввязываться в эту авантюру, справедливо рассудив, что незаконность выдачи документов вызовет вопросы и к регистрационным докумен­там российских судов, ходящих по всему миру.

Украина могла бы потребовать аннулировать все докумен­ты, выданные этим классификационным обществом. В частно­сти, судам, ходящим под российским флагом по Дунаю и принадлежащим самым разным судовладельцам.

Чувствуя   безнаказанность, российские власти продолжают гнуть свою линию. 19 июня в Санкт-Петербурге начинает работу конференция, на которой будут обсуждаться вопросы санкций, введенных в связи с аннексией Россией Крымского полуострова. Точнее говоря, будут вырабатываться способы санкции обойти..

Рейтинг нарушителей

Впрочем, основания для нарушения санкций часто и не тре­буются. В порты Крыма в течение года после аннексии полуо­строва заходили 165 торговых судов из 15 стран. По данным мо­ниторинговой группы «Майдан иностранных дел» на 30 марта, на первом месте по количеству судов-нарушителей находится Россия – 71 судно или 43% от общего количества судов-нару- шителей. Далее следует Турция – 42 судна или 25,5% от обще­го количества судов-нарушителей. На третьем месте Греция с 23 судами или 13,9% судов-нарушителей. Стоит, впрочем, от­метить, что украинские суда нарушали режим санкций за этот период семь раз. В частности, именно под украинским флагом шел траулер «Черемош», задержанный в Бердянске в феврале.

Прямо скажем, задерживать суда украинские власти начали совсем недавно – в начале февраля. Крымские судовладельцы, перерегистрировавшиеся в России, продолжают заходить в порты материковой Украины под украинскими флагами. В разное время задерживались суда «Мелвилл», «Дениз», «Алиот» под флагом Молдовы, «Паламас» под флагом Мальты и «Дахи Бюльбюль» под флагом РФ, а также сингапурский танкер Knebworth и суд­но «Кантон» под флагом Тувалу. Последнее арестовано реше­нием Печерского суда Киева.

Кроме того, два крупных греческих парома, курсирую­щих в Креченском проливе, перешли под российские флаги. Возможно, чтобы греческий судовладелец не был обвинен в на­рушении санкционного режима.

Основания для задержания

По словам главы общественной организации «Майдан ино­странных дел», экс-генконсула Украины в Стамбуле Богдана Яременко, сегодня Украина попросту не имеет законодательства, необходимого для ареста иностранных судов за нарушение ре­жима захода в Крым. «Но даже если суда не будут арестованы, а их владельцы оштрафованы, все равно простой корабля прино­сит большие убытки», – цитирует эксперта Цензор.НЕТ. Добавим, что суда можно арестовывать не только в украинских портах, а украинское законодательство нуждается в усовершенствовании.

История аннексии Крыма, прямого воровства принадлежащего Украине и украинскому бизнесу активов – это бесконечная сага. Выше говорилось о попытках России обойти санкции, связанные с судозаходами в закрытые порты Крыма. Но стоит отметить, что России это удается только потому, что ей потворствуют и соседи по черноморскому бассейну. Достаточно вспомнить неоднократ­ные нарушения турецкими паромами «Ерке» и «Рейнбоу» (линия Зонгулдак- Евпатория) санкционного режима. Причем Украина не реагирует на это никак, ограничиваясь задержаниями только тех судов, которые имеют наглость после судозаходов в порты Крыма появляться в портах и материковой Украины.

Украина (в частности, неоднократно Департамент транспор­та Одесской обладминистрации) обращала внимание турецких властей на противозаконность функционирования этой линии. В ответ – ложь об использовании Евпатории судами в качестве порта-убежища. Ложь очевидная: регулярность судозаходов го­ворит о коммерческих рейсах. Доказать это не составляет тру­да. «Ерке» выходил из Евпатории груженым, по данным АИС и по сведениям источников журнала «Порты Украины», до «уто­пленной грузовой марки».

Кстати, тут возникает вопрос о грузовладельце. Торговля с территориями, являющимися «серыми», – еще одно наруше­ние международного законодательства. Совершенно очевидно, что и в Евпаторию паром привез не «гуманитарку», и вывозил из Крыма не сувениры. Что? Вряд ли это зерно. Едва ли это ме­тал. Скорее всего, столь ценимый производителями краски ди­оксид титана (идеально белое вещество), отправлявшийся на экс­порт с территории еще украинского полуострова.

Было бы неплохо представителям украинских портовых вла­стей съездить в Зонгулдак и попытаться, наняв турецких адвока­тов, задержать судно в порту при выгрузке, показать санкцион- ные нормативные акты. Было бы неплохо посмотреть на реакцию турецких властей. В сущности, задержания судов, нарушающих санкционный режим, можно проводить по всему миру. Следует иметь в виду, что наши интересы никто не начнет защищать до того, как это начнем делать мы сами. Пока – ни одного прецедента.

Кто должен этим заниматься? Представляется необходи­мым создать некую инициативную группу, в которую вошли бы, возможно, представители Мининфраструктуры. Возможно, по­надобится помощь МИДа.

Автор: Марк ШЕВЧЕНКО

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 5. – С. 28 – 29.

По техническим причинам таблицы не приводятся